который отличается необыкновенною ревностию ко славе Божией, почему изображается в воинственном виде как ратоборец за славу Творца и Вседержителя, как победитель сатаны, который за свое сопротивление воле Господа низвержен св. архистратигом Михаилом и прочими св. ангелами с неба, уместно будет предложить вам, братия, поучение св. Иоанна Златоустого о том, что все можно и должно делать во славу Божию.
II. а) Скажешь: как можно есть и пить во славу Божию? спрашивает этот св. отец церкви. – Призови беднаго, сделай Христа участником твоей трапезы, и вот – ты ел и пил во славу Божию! Но апостол учит не только есть и пить во славу Божию, но так же поступать и во всем прочем.
б) Выходишь ли из дома или остаешься дома? То и другое делай во славу Божию. А каким образом делать это для Бога? – Когда ты приходишь в церковь, когда участвуешь в молитве и в духовном поучении, то этот выход из дома совершился во славу Божию. Также и дома можно оставаться для Бога. Как и в каком случае? – Когда слышим шум, безчиние, бесовские игрища, когда слышим, что площадь наполнена невоздержными людьми: останься дома, удались от этого шума, и ты останешься дома во славу Божию.
в) Можно во славу Божию хвалить и обличать. Скажешь: как можно хвалить и обличать во славу Божию? Вы иногда сидите в своих мастерских, – видите, «как проходит мимо дурной и негодный человек» с великою пышностию; тогда, если кто скажет: как он счастлив! – спроси у того, кто скажет это: почему ты называешь его счастливым? Потому ли, что у него хороший конь с позолоченною уздою, что у него много слуг, что он нарядно одет и пирует каждый день? Но поэтому он только беден и жалок; ручьи слез о нем проливать должно. Может ли быть что-либо горестнее, когда чудятся коню, узде, красоте одежды, а в самом человеке не находят ничего похвальнаго? Что беднее человека, у которого нет никакого собственного добра, что он мог бы взять с собою отсюда? Ведь собственное наше богатство и украшение составляют не кони, не одежды, но душевная добродетель, обилие добрых дел и дерзновение пред Богом.
Напротив, «когда увидишь нищего всеми презираемаго», живущего в бедности, но добродетельнаго, и когда сидящие с тобою скажут: как он несчастен и жалок! – ты скажи: напротив, он благополучнее всех, потому что он живет добродетельно, приобрел богатство неистощимое, имеет чистую совесть. Что за потеря, что нет у него денег, когда он получит в наследие небо и небесные блага? – Если ты будешь так мудрствовать, то получишь и за обличение и за похвалу великую награду, ибо то и другое делаешь во славу Божию.
г) Позволительно и укорять во славу Божию. Как? А вот мы часто досадуем на слуг наших: в каком же случае позволительно укорять их для Бога? – Ежели ты видишь, что слуга или друг, или кто иной из близких тебе пьянствует, крадет, ходит на зрелища, клянется, преступает клятвы, лжет: огорчись на него, вразуми, исправь его: все это ты сделаешь для Бога. Ежели ты видишь, что он виновен против тебя, нерадив в служении тебе: прости его и ты простишь для Бога. Ныне многие поступают совсем напротив: когда против них кто согрешит, тогда они делаются жестокими и неумолимыми судьями; а когда кто раздражает Бога, погубляет свою душу, им до того и дела нет.
д) Потом: хочешь ли ты найти друга? Ищи его для Бога. Мы будем иметь друзей во славу Божию, если будем искать дружбы не с тем, чтобы достать себе денег, или найти покровительство человеческое; но с тем, чтобы друзья могли давать нам надлежащие советы, делать выговоры, когда погрешаем, обличать нас в преступлениях и при помощи советов и молитв приводить нас к Богу.
е) Можно и врагов иметь для Бога. Если видишь человека распутнаго, порочнаго, зараженного вредными мнениями: отойди от него, отбеги. Так повелел Христос, когда сказал: если правое око твое соблазняет тебя, вырви его и брось от себя (Мф. 5, 29). Он повелел, чтобы мы самых друзей, которые дороги для нас, как око, и необходимо нужны в делах жизни, отсекали от себя и отвергали, коль скоро они вредят спасению души нашей.
ж) Если приходишь в какое-либо собрание и много говоришь там, делай и это для Бога, и если молчишь, молчи для Бога. А как можно быть в собрании для Бога? Если, сидя там, ты разговариваешь не о делах житейских, не по пустому, не о бесполезном, но о нашей вере христианской, о геенне, о царстве небесном, если говоришь не о том, кто повышен чином, кто оставлен, за что такой-то наказан, от чего такой то разжился и разбогател, а о том, какими делами или словами можно угодить Богу.
Можешь и молчать для Бога, если ты, когда тебя обижают, поносят и причиняют тебе тысячи огорчений, все это переносишь великодушно и не произносишь ни одного слова в укоризну того, кто так с тобою поступает. И » плакать, и печалиться, и радоваться, и веселиться можно во славу Божию. Когда ты видишь, что или брат твой грешит, или сам ты впал в грех, и о сем вздыхаешь и скорбишь, то ты скорбию своей приобрел спасение, о котором говорит апостол Павел: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2Кор. 7,10). Ежели видишь, что другой счастлив, и не позавидуешь сему, но, как за свое доброе, возблагодаришь Бога за то, что Он даровал брату твоему такую славу: то за эту радость ты получишь великую награду.
з) Но что говорить о всем этом когда и от самых маловажных и ничтожных вещей можно получать великие плоды, если мы делаем их во славу Божию? Если ты не будешь нарядно убирать волос, не будешь украшать лица, не будешь одеваться для соблазна и прельщения других, а оденешься просто, как требует нужда: то ты делаешь это во славу Божию, и без сомнения получишь за то воздаяние, потому что ты пресек путь злой похоти и укротил неуместное тщеславие.
и) Можно и ходить для Бога, и смотреть для Бога. А как можно смотреть и ходит для Бога? Когда ты не идешь к беззаконию, не занимаешься чужою красотою; когда, видя идущую на встречу женщину, обуздываешь глаза, ограждаешь лицо свое страхом Божиим: то ты делаешь это для Бога. Послушай, что говорит мудрый: одеяние мужа и смех зубов и поступь человека дают знать, каков он (Сир. 19. 27).
и) Если мы вступаем в брак, то и это должны делать для Бога. Не с тем должны мы брать жену, чтобы от нея получить богатое имение, но чтоб найти в ней благородство души; мы не должны иметь в виду большие деньги, знаменитость предков, но добродетель и кротость нравов; мы должны брать сопутницу в жизни, а не участницу в пиршествах.
к) Но к чему исчислять все? Каждый сам может перебрать порознь все, что бывает и делается, и делать то во славу Божию. Как купцы, плавающие по морю и пристающие с кораблями у городов, выходят из пристани на торжище не прежде, как узнавши, что можно продать с прибылью свои товары, так и ты ничего не делай и ничего не говори, от чего нет прибыли во славу Божию. Не говори мне, что невозможно все делать для Бога Если стрижение волос, одежда, взгляд, поступь, слово, беседа, вход и выход, шутки, похвалы, укоризна, одобрение, дружба и вражда могут быть для Бога: то что еще осталось, что не может быть делано для Бога, если только захотим?
III. Но к чему говорить о всем порознь? Довольно представить все в одном примере. Как строющие дом, выкладывая стену, проводят для верности размера снурок: так и мы, вместо снурка, будем употреблят апостольское слово: и так, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию. Молимся ли или постимся, обвиняем ли или прощаем, хвалим ли или укоряем, входим ли или выходим, продаем ли или покупаем, молчим ли или разговариваем, или другое что делаем, все будем делать во славу Божию. А что не служит к славе Божией, того ни делать, ни говорить не станем, будем носить с собою вместо оружия, щита и безчисленного сокровища это слово апостола, дабы, делая и говоря все во славу Божию, мы получилии сами от Него славу как здесь, так и по отшествии отсюда. Ибо Он говорит: прославляющих Меня прославлю (1 Ц. 2, 30). Итак, не словами только, но и делами будем прославлять Его непрестанно со Христом Богом нашим, потому что Ему принадлежит всякая слава, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. по беседам св. Иоанна Златоустаго
В неведомых для нас небесных высотах есть, возлюбл. братья, чудный безгрешный мир ангельский. Св. ангелы, предстоя престолу Господа, Царя славы, исполненные благоговейного трепета и любви к Богу, воспевают Ему песнь: «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея»… Любовь их к Богу столь сильна, что они не умолкают в пении. По любви к Богу и ревности о славе Божией они не потерпели одного из светлых ангелов, который, возгордившись богодарованными ему совершенствами, умолк, не желая славословить Бога, и увлек за собою многих ангелов.
Св. архистратиг Михаил восстал против него и, по повелению Божию, низверг его с неба, а небесные силы отступили от противника Божия и прекратили с ним всякое общение (Апок. 12, 7–19).
Падшие отверженные ангелы уже не славят Бога, но только хулят Его, хотя сознают, что не доброе делают и вечную погибель себе уготовляют; не повинуются своему Творцу, но враждуют против Него, хотя и чувствуют свое бессилие. Они не способны к раскаянию, обращению и примирению с Богом, так как в них не осталось ни мало добра, и мы по справедливости называем их злыми духами.
Злой дух – диавол, потеряв блаженство, позавидовал человеку, соблазнил и ввел его во грех, лишив чрез то людей блаженства. Но Сын Божий, по неизглаголанной любви к нам грешным, снизшед на землю, пострадал за нас, освободил нас из темной власти диавола, открыл нам вечное на небесах блаженство, указав нам путь к нему. Вот теперь и мы, исполненные любви и благодарности к своему Творцу и Избавителю, подобно небожителям, славословим Бога: «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». «Св. Боже, св. крепкий, св. бессмертный, помилуй нас»… Все церковное православное богослужение воссылает от лица нас грешных славословие и благодарение Богу. И будет возноситься в православных христианских храмах это пение во славу Божию до кончины сего мира и всегда оно приятно Богу.
II. Брат. христиане! К несчастию, подобно отпадшим ангелам, есть и у нас отпадшие от тела Христова, т.е. церкви Божией, люди. Было время, когда православные христиане единогласно, подобно ангелам, прославляли Бога, но потом некоторые замолкли. Они не хотят с нами славословить Бога, пренебрегая храмом Божиим и церковным пением. Возгордившись и восставши против чиноначалия церковнаго, прекративши с церковию общение, они восстали и против благодати Божией, единой сильной ко спасению. Это наши раскольники, именующие себя староверами, но на самом деле измыслившие новую веру, противную православной вере, данной Богом. Правда, хвалят они сами себя, выставляя на вид, что чтут Бога и молятся Ему. Но если так, то мы скажем, что Иуда чтил Христа и предал Его не иначе, как воздавая ему почесть целованием. И распинатели Христа были тоже чтители Его: они называли Христа царем, изготовили Ему венец и припадали пред Ним на колена. Но эти почитатели, мнимой почестью, только усугубили свой грех. Да, почесть их была не что иное, как насмешка над Иисусом Христом. Не то ли самое делают и раскольники? Они, подобно распинателям Христа, попрали плоть и кровь Его, преподаваемые теперь верующим в святейшем таинстве. Они презирают и поносят это великое таинство, пред которым благоговеют св. ангелы. Они надругались над престолом Божиим, унизили храм Божий, осмеяли церковное богослужение, отвергли церковное священноначалие, Богом установленное для восшествия христиан к вечному блаженству на небеси. Не повиновались они Богу, но послушали диавола, клеветника Его. И думают они, несчастные, найти себе спасение там, где вовсе нет его. Не об них ли частию говорит Евангелие, что Сын Божий, в день страшного суда, отвергнет многих почитателей Своих: «Господи, Господи», скажут многие тогда, «не в Твое ли имя пророчествовахом и Твоим именем бесы изгонихом и Твоим именем силы многи сотворихом?» (Матф. 7, 22). Иисус Христос ответит им: «николиже знах вас: отъидите от Мене делающие беззаконие» (ст. 23). Почему так? Потому что эти чтители, призывая всуе имя Божие, только злоупотребляли им. (См. Проп. прилож. к Рук. для с. паст. 1885 г. дек.).
III. Брат. христиане! Страшен будет суд Христов для грешников. На этом суде пред ангелами и святыми обнажатся все наши лукавыя деяния. Укрыться некуда, защиты нет! А потому не будем теперь противиться Христу, не будем унижать Его св. таинства. Удалим от себя пагубное суемудрие и гордость и все едиными усты и единым сердцем будем славословить Бога во св. храме. Подумайте, ужели Спаситель установил богослужение и св. таинства для того, чтобы люди безнаказанно глумились над ними? Не льстите себе: нет спасения этим противникам Христу. Аминь.