Урок всякому от лица Апостола Фомы: «не буди неверен, но верен».

В первый день воскресения Своего, вечером, Господь явился святым Апостолам и обрадовал их Своим воскресением. Святого Апостола Фомы не было тогда с ними. Когда пришел он, другие Апостолы уверяли его: «Видехом Господа», – но он в ту пору был в таком расположении духа, что не согласился поверить свидетельству их, и решительно ответил, что если сам не увидит очами своими, и не осяжет руками своими ран на теле Господа, никак не поверит (Ин. 20, 25). Целую неделю пробыл он в сем томительном состоянии неуверенности в воскресении Господа. Господь видел сию тяготу сердца его, и из жалости к нему, в другое воскресение, снова явившись всем ученикам, когда и святой Фома был с ними, после приветствия всем – миром, тотчас обратился к Апостолу Фоме и сказал: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20, 27). Ты желал осязательных удостоверений в Моем воскресении, – приди, осяжи и виждь, только не будь неверен, но верен. Тогда святой Апостол в сильном движении веры воззвал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28).
Сие событие очень трогательно и много представляет назидательных сторон. Остановлюсь на одном, более нам пригодном слове: «Не будь неверен, но верен». Не слышали ль и все мы недавно этого Слова – завета нам Господня: «Не будь неверен, но верен»? Что делали мы, когда говели? Чаяли к себе Господа. Целую неделю томили мы себя, целую неделю смущались недоумением, сжалится ли над нами Господь, простит ли нас и даст ли нам вкусить Себя?! Исповедались и дали обещание не оскорблять более Господа. Сего ради обещания, Он пришел к нам, в святых тайнах, дал нам Себя не осязать только, но и вкусить. И сим милостивым действием Своим в нас сказал как бы каждому из нас: «Даю Себя тебе, вкуси и виждь; но, смотри, исполни и ты свое обещание: не будь неверен, но верен».
Таков был к нам завет Господа! – и, конечно, он был принят совестию каждого. Да слышится же он непрестанно в сердце нашем, и написанным зрится в нерассеянной мысли нашей, чтоб им направлялись шаги наши, и приводились в строй дела наши и начинания. Как святой Апостол Фома целою жизнию своею, трудами Апостольскими и мученическою кончиною оправдал верность свою Господу; так задачею и нашей жизни, болезненною заботою духа вашего да будет то, чтоб явить и Господу и всем, что мы помним слово Его: «Не будь неверен, но верен».
Приводи всякий себе на память, что обещал Господу на исповеди, и сам себе чаще тверди: «Не будь неверен, но верен». Обещал Господу быть воздержным, и будь воздержен. Обещал Господу хранить тело свое чистым от скверны, и храни. Обещал не обижать никого в суде или торговле, и не обижай. Обещался быть внимательным к нуждам других, будь таков. Обещал исполнять благоговейно дела благочестия в храме и дома, и исполняй. Обещался не питать зла, не завидовать, не серчать, не гордиться, не осуждать, и не делай ничего такого. Вообще, что не обещал кто Господу, – во всем том «не будь неверен, но верен».
Конечно, всякий сам знает, что так надобно. Но напоминать нам о сем, братие, очень нужно, по странному у нас обычаю, – что, пока пост, мы степенны – чаем, а как пройдет пост, у нас начинается разрешение на веся, – и притом в таких широких размерах, что будто никакого ни в чем нет греха.
Так-то, братие, «блюдите… как опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри: искупующе время, яко дние лукави суть» (Еф. 5, 15–16). Лукавые дни суть те, в коих более соблазнов. Искупать их, значит не поддаваться влечению соблазнов. Искупите же предлежащее время сим образом, уразумевая, что такова есть воля Божия. Этим точно исполните желание и ожидание Господне от каждого из нас: «Не буди неверен, но верен». Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *