ВТОРНИК 23 июля Положение честно́й ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)

Риза Господня.Днесь вернии притецем к божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога. Мы празднуем положение Ризы Господней, то есть хитона или нижнего одеяния Господа Иисуса, которое при распятии Его досталась по жребию одному из совершителей казни, грузинскому воину. Воин принес ее в Грузию. Персидский шах Аббасс, когда покорил Грузию, взял эту Ризу из ризницы митрополита, где она хранилась в кресте, и прислал ее в дар царю Михаилу Феодоровичу. Патриарх Филарет, отец паря, положил ее в ковчег в Успенском соборе и установил праздник в честь ее положения. Эта великая святыня не сохранилась в целости: вскоре начали отделять от нее части в разные места и разным лицам, так что в Успенском Московском соборе убереглась малая часть Ризы Господней. В Ипатиевском монастыре свято хранится также малая часть той же Ризы, присланная в дар царем Михаилом Феодоровичем на память его временного пребывания в сем монастыре. Вот почему принято совершать настоящий праздник в Ипатиевском монастыре с особенною торжественностью в соединении с крестным ходом вокруг монастыря, при чем с другими иконами обносится икона, вмещающая в себе ризу Господню.
Как смотреть на то, что риза Господня не сохранилась в цельном виде? Она есть великая святыня, которую надлежало бы беречь, как ее берегли несколько веков в Грузии. Даже римские воины при разделе одежд Господних не осмелились разделить ее на части, чтобы каждому (их было четверо) досталась часть, а бросили жребий, кому она достанется в цельном виде. Христиане, посягнувшие на целость ризы Господней, раздробившие ее на мелкие части, не заслуживают ли упрека в не благоговении к этой святыне? Подобный упрек можно было бы по-видимому сделать христианам за не сохранение в целости древа креста Христова. Известно, что это священное древо раздроблено на бесчисленное множество частиц, рассеянных по всему христианскому миру. Такого упрека однако никто не делает. Почему? Потому, что в основании дерзновения нарушить целость креста Христова лежит не недостаток благоговения к нему, а скорее избыток благоговения и любовь ко Христу распятому. Подобное можно сказать в оправдание того дерзновения, которое проявилось в раздроблении ризы Господней.
В этом случае нельзя ставить в упрек христианам пример воинов, распинателей Христовых. Они не решились разодрать на части ризу Христову отнюдь не по благоговению к этой святыне, а единственно потому, что хитон Христов был не шитой, но цельный, весь тканый с верху. Это был, по преданию, дар и труд Пречистой Матери Христовой – вещь ценная, которая при раздрании потеряла бы свою цену. Поэтому воины пожалели его раздирать на части, а бросили жребий, кому он достанется, не сознавая, что в этом случае послужили орудием к исполнению пророчества, содержащегося во псалме Давидовом: разделима ризы Моя себе и о иматисьме моей меташа жребий (Пс. 21:19). Воины не раздробили на части хитона Христова по корыстным побуждениям, тогда как христиане нарушили целость хитона Христова единственно по чистым, святым побуждениям, по любви ко Христу распятому. Им желательно было иметь хотя малый кусок той одежды, которая освящена прикосновением тела Христова, носила на себе следы пота и крови оставшейся на ней от истязаний и ударов, нанесенных Ему совершителями казни еще до распятия Его.
Эта святыня и потому еще дорога была для христиан, что справедливо называема была цельбоносною. Когда риза Господня принесена была в Москву, патриарх Филарет для удостоверения в подлинности ее заповедал всей Москве пост и молитвы и повелел носить сию ризу к больным, и для многих из них она явилась цельбоносною. Очень возможно, что это была та самая риза, которая во дни земной жизни Иисуса Христа, находясь на теле Его, была также цельбоносна. Вспомним упоминаемую в Евангелии кровоточивую жену, которая в продолжение двенадцати лет лечилась от этой болезни, истощила на лечение все свое имущество и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние. Слух об Иисусе, исцеляющем недуги, возбудил в ней надежду на исцеление. Она протесняется сквозь толпу, окружавшую Иисуса, и, не объявляя Ему своего желания, тайно прикасается к краю одежды Его, говоря про себя: если только коснусь одежды Его, выздоровею, и она действительно тотчас выздоровела. Сила, исходившая из тела Его, исцеляла всех прикасавшихся к Нему (Мф. 9:20–22). Та же самая сила, всегда присущая Христу, может и доселе производить целебные действия на прикасающихся с верою к Его ризе. Посему Церковь научает нас воспевать в настоящий праздник: « Днесь притецем вернии к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя вашего Бога». Прикасаясь устами с верою, мы можем ожидать исцеления своих недугов телесных и душевных. Мы должны желать исцеления больше душевных, чем телесных недугов. Последние, как ни тяжелы, могут оказаться безвредными для души, если переносятся с христианским расположением. Но недуги душенные, т. е. грехи, могут привести к вечной погибели, если останутся неисцеленными в жизни временной. Итак, желающие испытать цельбоносное действие от ризы Господней должны больше всего заботиться об исцелении души, с надеждою, что Господь Иисус, врач душ и телес, всегда может даровать нам просимое исцеление или непосредственное по молитве к Нему, или через разные благодатные посредства, к числу которых относится риза Господня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *